Статьи и обзоры nachodki.ru

Становление системы ранней помощи в Омской области – это не просто реализация нормативно-правовых актов, принятых на уровне Федерации, но и ответ на современный запрос со стороны родительского и профессионального сообщества нашего региона. Организация функциональной модели ранней помощи в Омской области направлена на достижение национальных целей и стратегических задач развития РФ, установленных Указом Президента РФ от 07 мая 2018 года.

Система ранней помощи, построенная на межведомственном и межсетевом взаимодействии, позволяет сегодня обеспечить максимальный охват муниципальных образований и расширить спектр услуг, предоставляемых семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью или группы риска.

Согласно статистическим данным за 2016 год, в Омской области проживали 113682 ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, около 26% которых составляют дети с ОВЗ и дети группы риска. Это дети с генетическими и хромосомными нарушениями, дети, перенесшие тяжелые нейроинфекции и другие виды заболеваний, дети с функциональными или органическими нарушениями деятельности центральной нервной системы. Однако при любом варианте нарушенного развития у детей имеется широкий круг потенциальных возможностей, который сужается по мере взросления ребенка и отсутствия ранней целенаправленной психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей такого ребенка.

Вне системы ранней помощи круг психических проблем у детей нарастает и к 3 годам они нуждаются в адаптированных (коррекционных) программах и им присваивается статус «ребенок с ОВЗ», со всеми вытекающими финансовыми последствиями. Вместе с тем благодаря услугам ранней помощи ряд проблем психофизического развития ребенка можно устранить, минимизировать последствия нарушений в развитии и добиться частичной компенсации нарушенных функций. За счет своевременной медико-социальной и психолого-педагогической помощи большая часть детей будет выведена на уровень среднестатистической нормы и, как следствие, такие дети не являются детьми с ОВЗ и им не требуются адаптированные образовательные программы.

Именно поэтому создание системы ранней помощи, как меры снижения численности лиц с ОВЗ, укрепления института семьи и профилактики социального сиротства, является приоритетной задачей Министерства образования Омской области.

Безусловно, мы понимаем, что внедрение ранней помощи в систему образования имеет пролонгированный результат, однако его социально-экономические эффекты доказаны как в научном сообществе (исследования Института коррекционной педагогики), так и в практиках других регионов Российской Федерации. Изучив и проанализировав опыт других регионов, стало очевидной невозможность применения региональных моделей ранней помощи в неизменном виде, без учета региональных особенностей. Омская область расположена на юге Западно-Сибирской равнины, территория региона протянулась почти на 140 кв. км., в состав субъекта входят 32 муниципальных района и муниципальное образование город Омск. Территориальная протяженность накладывает особенности и на принятие управленческих решений.

Для внедрения региональной модели ранней помощи стратегическими задачами стало расширение территориального охвата детского населения, своевременность оказания ранней помощи и максимально раннее выявление особых нужд и особых образовательных потребностей ребенка, а значит и повышение квалификации специалистов, оказывающих услуги ранней помощи на местах. Это определило перечень инструментов реализации региональной практики, с помощью которых ее внедрение в систему образования стало возможным.

Нормативно-правовое обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение региональной модели ранней помощи представлено дорожными картами, принятыми к исполнению, включающие план мероприятий, которые были успешно реализованы. Стоит отметить, что ключевую роль в данном направлении сыграло соглашение Министерства образования с Агентством стратегических инициатив и Институтом коррекционной педагогики. Именно это позволило нам открыть 10 служб ранней помощи в регионе, расположенных на территории не только города Омска, но и Омской области, а также более 170 консультативно-диагностических пунктов ранней помощи.

Вместе с тем, мы очень точно понимали, что такая система может быть организована только на основе делового сотрудничества учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Поэтому следующим нашим шагом стало подписание соглашения об организации межведомственного взаимодействия в рамках оказания ранней комплексной помощи детям с ОВЗ, проживающим на территории Омской области, между Министерством образования, Министерством труда и социального развития и Министерством здравоохранения на 2018-2025 г.

Предметом Межведомственного соглашения является сотрудничество и взаимодействие Сторон по созданию на территории Омской области:

- целостной системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, основанной на принципах тесного межведомственного взаимодействия и адресном сопровождении детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), имеющих ОВЗ, инвалидность, а также их семей, проживающих на территории Омской области;

- создание на основе междисциплинарного подхода системы раннего выявления детей с ОВЗ, оказания комплекса реабилитационных мероприятий, разработку индивидуального маршрута сопровождения процесса развития детей с ОВЗ, инвалидностью и их семей;

- содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего ОВЗ, инвалидность, качество жизни семьи в целом.

В настоящее время созданная региональная модель ранней комплексной помощи имеет поэтапную структуру реализации. Каждая семья в рамках нашей модели проходит по определенному маршруту, состоящему из трех последовательных этапов.

Первый этап региональной модели ранней помощи

1 этап – выявление детей с проблемами в развитии или группы риска в учреждениях системы здравоохранения – детских поликлиниках. Нами проводилось информирование населения о деятельности служб (отделов) ранней помощи педиатрами, узкими специалистами или патронатными медсестрами по месту проживания семьи с проблемным ребенком. Для налаживания механизма взаимодействия с учреждениями системы здравоохранения, в целях своевременного информирования семей о системе ранней помощи, были реализованы следующие мероприятия:

- для специалистов медицинского профиля проводились постоянно действующие обучающие семинары, включающие информацию о региональной системе ранней помощи, о важности своевременного включения ребенка и его семьи в психолого-педагогическое сопровождение для успешной профилактики или коррекции возникающих проблем;

- в учреждениях системы здравоохранения размещены информационные стенды об организациях, оказывающих услуги ранней помощи, консультативно-диагностических пунктах и службах ранней помощи, расположенных в районе проживания семьи;

- среди специалистов детских поликлиник распространены информационные буклеты для повышения родительской компетентности.

Таким образом, семья попадает в систему ранней помощи, начиная с первых месяцев жизни ребенка.

Второй этап региональной модели ранней помощи

На 2 этапе, когда родители уже информированы и перенаправлены из учреждений здравоохранения, семье предоставляется возможность получить услуги ранней помощи в формате различных видов консультирования в службах ранней помощи, созданных на базе учреждений различной ведомственной принадлежности. В нашей области открыто 10 служб ранней помощи. Службы действуют на базе центров психолого-медико-социального сопровождения и на базе социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Безусловно, мы понимали, что 10 служб ранней помощи не дают возможность охватить все семьи, нуждающиеся в сопровождении, тем более те, которые проживают в отдаленных населенных пунктах. Для увеличения пропускной способности и территориального расширения сети организаций, оказывающих услуги в системе ранней помощи, перед нами встала задача по обеспечению максимальной доступности ранней помощи по месту проживания ребенка. Учитывая возможности образовательных организаций, комплексных центров социального обслуживания населения была организована деятельность консультативно-диагностических пунктов (КДП), которые открываются, в том числе, и на базе частных дошкольных учреждений, ив социально ориентированных некоммерческих организациях.

Семьи имеют возможность получать услуги ранней помощи в различных форматах: это и однократное консультирование, и пролонгированные консультации, и выездные встречи с семьями.

Консультирование родителей осуществляется с учетом результатов диагностики ребенка для формирования более точных и грамотных рекомендаций. При необходимости с детьми проводятся краткосрочные коррекционно-развивающие занятия в формате игровых сеансов. В работе консультативных пунктов, в зависимости от возможностей организации, принимает участие междисциплинарная команда специалистов, имеющих специальное (дефектологическое) образование и прошедших курсы повышения квалификации.

Третий этап региональной модели ранней помощи

3 этап – включение в группы для детей в возрасте до 3 лет в дошкольных образовательных организациях различной направленности.

Принимая во внимание, что основная задача системы ранней помощи – это содействие интеграции и инклюзивному образованию, в реализации нашей модели мы наблюдаем значительную долю детей с нарушениями развития, которым стало доступным инклюзивное образование.

Благодаря включению в систему ранней помощи многие дети преодолели отставание в развитии и не требуют коррекционного подхода или адаптированных программ на этапе дошкольного образования. Среди категории детей с ограниченными возможностями здоровья для многих стало доступно инклюзивное обучение благодаря ранней помощи. Среди пролонгированных эффектов ранней помощи имеет место быть и такой вариант, при котором дети получают статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и продолжают обучение в дошкольных образовательных организациях по адаптированным образовательным программам. Это преимущественно дети с умственной отсталостью и сенсорными нарушениями, преодолеть полностью которые не представляется возможным даже за счет ресурсов системы ранней помощи. Вместе с тем, стоит подчеркнуть, что к данной категории лиц относятся дети с комплексными нарушениями, и без включения в систему ранней помощи, вероятно получение дошкольного образования с трех лет было бы для них затруднительно. Именно данной категории детей – детям с тяжелыми и выраженными нарушениями развития, система ранней помощи позволяет освоить элементарные навыки и компетенции, необходимые для адаптации в дошкольном образовательном пространстве. Таким образом, мы видим, что большее количество детей получают возможность обучения и воспитания в инклюзивном образовательном пространстве.

Региональный ресурсный центр сопровождения системы ранней помощи

Координирующую функцию между всеми этапами системы ранней помощи в Омской области выполняет Региональный ресурсный центр сопровождения системы ранней помощи, деятельность которого организована на базе казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Основная цель Ресурсного центра – консолидация усилий специалистов из учреждений различной ведомственной принадлежности и негосударственных поставщиков услуг в сфере ранней помощи посредством реализации механизма межведомственного и внутрисетевого взаимодействия.

Региональный ресурсный центр создан для консолидации услуг в системе ранней помощи, координации деятельности специалистов и мониторинга качества оказываемых услуг в системе ранней помощи:

- отработка управленческих механизмов и подготовка нормативно-правовой базы служб (отделов) ранней помощи, их ресурсного и материально-технического оснащения;

- организация деятельности методического объединения специалистов ранней помощи, как основы для непрерывного повышения квалификации и реализации мероприятий по сопровождению их профессиональной деятельности;

- мониторинг доступности услуг в системе ранней помощи для семей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет с ОВЗ и группы риска, включая отдаленные населенные пункты;

- проведение оценки качества оказываемых услуг в сфере ранней помощи, с выездом в учреждения и через систему анкетирования родителей (законных представителей) ребенка;

- формирование общедоступного банка электронных ресурсов информационного и учебно-методического назначения, предоставление авторизованного сетевого доступа к ним для всех категорий пользователей;

- предоставление семье возможности изменения формы получения ранней помощи на любом этапе развития ребенка с ОВЗ или группы риска в зависимости от потребностей самого ребенка и ресурсных возможностей семьи;

- подготовка методических рекомендаций для специалистов по оказанию ранней помощи и комплексному сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья или группы риска.

На базе Ресурсного центра создана Единая региональная база детей с ОВЗ, инвалидностью, включающая:

- общую информационную базу учета семей, нуждающихся или получивших помощь в системе ранней помощи;

- рейтинг организаций (как государственного, так и негосударственного сектора), предоставляющих услуги медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ до 3 лет;

- сведения о педагогических работниках, оказывающих услуги ранней помощи детям с ОВЗ, инвалидностью и группы риска;

- банк электронных ресурсов информационного и учебно-методического назначения.

Основная идея развития практики региональной модели ранней помощи сегодня – это расширение функций Регионального ресурсного центра за счет открытия структурных подразделений, которые смогут координировать деятельность специалистов ранней помощи на местах по территориальному принципу.

Мониторинг качества услуг в системе ранней помощи

Для оценки качества услуг ранней помощи в сложившейся региональной практике, на базе ресурсного центра создана мониторинговая служба, которая включает в себя не только специалистов центра, но и научный сектор и родительскую общественность. Совместно были разработаны критерии для мониторинга, которые могут оценивать отдельно специалисты, и отдельные критерии для оценки качества услуг ранней помощи со стороны родителей.

Для оценки качества оказываемых услуг создана мониторинговая служба, к деятельности которой привлечены как сотрудники центра, так и сотрудники педагогического университета. Мониторинг качества услуг осуществляется по 4 критериям.

Доля организаций, имеющих в штатном расписании специалистов дефектологического профиля и психологов.

Доля специалистов ранней помощи, прошедших профильные курсы повышения квалификации

Доля организаций, имеющих рецензированные программы ранней помощи детям с ОВЗ и группы риска

Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных сроками и качеством предоставленных услуг

Родителям и представителям различных общественных организации для оценки качества услуг мы предложили другие критерии (они представлены на слайде), которые позволят не только определить актуальное состояние региональной практики ранней помощи, но и наметить проблемное поле, требующее разрешения. Данный мониторинг осуществляется не только в разрезе муниципальных образований, но и в разрезе образовательных организаций, что позволяет принимать своевременные управленческие решения.

Финансирование ранней помощи в системе образования осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на организацию деятельности консультативно-диагностических пунктов. Ежегодно объем предоставляемой субвенции составляет более 2,5 млн. рублей, объем входит в фонд оплаты труда специалистов.

В системе социальной защиты финансирование структурных подразделений, р6еализующих услуги ранней помощи, осуществляется в рамках утвержденной сметы комплексных центров социального обслуживания населения. Общий ежегодный объем составляет более 1,5 млн. руб. Со стороны системы здравоохранения реализации региональной модели ранней помощи осуществляется в рамках запланированной финансовой деятельности. То есть на самом деле финансовая нагрузка на бюджет субъекта невелика.

Говоря о перспективах развития нашей региональной практики, одним из основных направлений, одним из перспективным считаем разработку и внедрение информационной системы, обеспечивающей автоматизацию процессов оказания услуг в системе ранней помощи в целом. Для этого мы планируем внедрить новые IT технологии, в том числе с возможностью обратной связи и мониторинга качества оказываемых услуг, будет создана информационная компьютерная программа, аналогичная службе единого окна, с помощью которой специалисты смогут не только разработать индивидуальный маршрут для ребенка, но и отследить его реализацию. На данном этапе разрабатывается техническое задание.

Согласно мировой и отечественной практике основным эффектом ранней помощи является сокращение численности детей, нуждающихся в коррекционной помощи. И это уже доказано научными исследованиями ученых всего мира.

Статистические данные за последние 3 года в Омском регионе не позволяют говорить о снижении численности детей с инвалидностью, ОВЗ. Вместе с тем, как на уровне дошкольного, так и на этапе школьного образования намечается тенденция к увеличению численности детей, которым доступны инклюзивные формы образования. Дети, которые получили услуги ранней помощи, компенсируют большинство отклонений вторичного характера, связанных с нарушением психических процессов (восприятия, памяти, внимания), трудностями коммуникации, особенностями поведения, нарушением эмоционально-волевой сферы, что обычно препятствует ребенку осваивать образовательные программы инклюзивно. Основные же нарушения в развитии ребенка удается если не устранить, то максимально сгладить, благодаря чему общий уровень психофизического развития ребенка, возможно приблизить к уровню нормотипичного ребенка, и в этом тоже заслуга системы ранней помощи.

С началом функционирования системы ранней помощи, изменяется и контингент обучающихся и воспитанников образовательных организаций. Благодаря ранней помощи теперь большое количество детей с ТМНР имеют возможность обучаться в образовательных организациях. За счет своевременного начала коррекционной помощи детям данной категории, удается запустить большинство компенсаторных механизмов, найти обходные пути развития каждого ребенка, имеющего выраженные нарушения, определить его особые образовательные потребности и ресурсы, ресурсы и потенциал его ближайшего окружения. За счет того, что начиная с самых первых месяцев жизни ребенка семья попадает в систему ранней помощи, до поступления в детский сад систематическая коррекционная работа ведется на протяжение трех (четырех) лет. За этот период удается добиться значительных результатов в развитии ребенка и подготовить его к освоению адаптированных образовательных программ. И это для нас очень важный социально-экономический эффект, так как ранее дети данной категории чаще оказывались «за бортом» системы специального образования либо на домашнем обучении.

В связи с этим считаем, что региональная модель ранней помощи Омской области является эффективной практикой, позволяет решать современные задачи, поставленные перед системой образования, и способствует улучшению качества жизни семей в нашем регионе в целом.